Перспективный финансовый анализ

Сущность перспективного финансового анализа состоит в том, чтобы путем предварительного изучения сложившихся тенденций, характеризующих текущее финансовое состояние, обосновать значения ключевых показателей, определяющих финансовое состояние предприятия и его финансовую устойчивость в будущем с позиции их соответствия целям развития предприятия в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды и под воздействием принимаемых решений [19, 291].

При прогнозном анализе основное внимание следует уделить результатам деятельности предприятия в прошлом, а также внешним и внутренним факторам, которые могут существенно повлиять на них.

Среди внешних факторов, влияние которых может быть существенным для будущего финансового состояния предприятия, следует обратить внимание на тенденции общих экономических условий: ожидаемые темпы инфляции; состояние рынка капитала; доступность финансовых ресурсов и уровень процентных ставок; состояние валютного рынка; отраслевые особенности и место предприятия в отрасли; состояние товарного рынка (демографические особенности, предпочтения потребителей, их платежеспособный спрос, конкуренция, концентрация покупателей и др.).

Исследование факторов внешней среды целесообразно выполнять с позиции сильных и слабых сторон предприятия (см рисунки 2.4.3, 2.4.4). Примерная последовательность такого анализа может быть следующей:

Таблица 2.4.8 – Последовательность анализа факторов внешней среды

Структура сбыта Географические рынки, каналы сбыта; состав, структура, концентрация потребителей; виды экспортной продукции
Конкуренция Основные аспекты конкуренции - качество, ассортимент, реклама, гарантийное обслуживание
Снабжение Источники сырья, материалов, услуг; зависимость от импорта; альтернативы поставок; ценовая конкурентоспособность поставщиков; качество поставляемых материальных ценностей или оказываемых услуг, риск дополнительной обработки и др.
Концепция маркетинга Ценовая политика, сбыт и продвижение продукции, реклама, потребности пользователей
Производственный потенциал Возрастной состав основных средств, уровень загрузки производственных мощностей, способы начисления амортизации
Кадровый потенциал Системы мотивации труда, квалификация, микроклимат
Материальные запасы Система их формирования, пополнения, контроля, способы оценки
Управление Организационная структура, функциональные взаимосвязи
Система документооборота Организация и эффективность информационных потоков
Финансовая стратегия Управление оборотным капиталом, управление основным капиталом (оценка инвестиционных возможностей и решений; система финансирования текущей и инвестиционной деятельности

Результатом прогнозного финансового анализа является формирование вероятностного суждения о будущем финансовом состоянии на основе применяемых количественных и качественных методов.

Обосновывая выбор конкретного метода прогнозного анализа, важно иметь в виду, что количественные модели дают адекватную оценку развития событий в том случае, если условия окружающей внешней среды не претерпевают серьезных изменений. В том случае, если внешняя среда испытывает системные изменения принципиального характера, то ориентация на количественные модели теряет смысл и приводит к значительным финансовым просчетам. В этих условиях становится необходимым применение качественных методов, основанных на экспертных оценках.

В процессе прогнозного анализа могут быть выделены следующие основные стадии:

1. Определение целей прогнозирования и конкретных потребностей в прогнозной информации. На данной стадии должна быть уточнена необходимая степень детализации расчетов.

2. Установление горизонта прогнозирования: краткосрочный или долгосрочный.

3. Выбор метода или группы методов прогнозирования.

4. Оценка допущений, которые лежат в основе выбранного метода и анализ их допустимости для получения адекватной оценки будущего финансового состояния.

5. Разработка процедуры анализа отклонений результатов прогнозных расчетов показателей от их фактических значений.

В основе построения финансовых бюджетов и расчетов их основных показателей лежит прогнозный анализ объема продаж.

Результаты прогнозного анализа объема продаж и расходов разных уровней лежат в основе прогнозного отчета о финансовых результатах. Обобщение методов и практики регулирования финансовых результатов легальными способами, то есть в рамках действующего законодательства, является важным элементом методики прогнозирования финансового состояния предприятия. Предпосылками регулирования показателей отчётности предприятия являются: стремление снизить обложение налогами; привлечение в оборот дополнительных средств за счёт внутренних источников; попытка снизить различные коммерческие риски; показать с наилучшей стороны финансовые результаты в отчётах акционерам, кредиторам, поставщикам и др. [23, с.136].

В рамках учётной политики на финансовые результаты можно влиять различными путями: регулированием оценок активов (имущества) предприятия (FIFO, LIFO, средних цен); выбором источников списания полученных результатов; распределением доходов и расходов между смежными отчётными периодами.

В случае, когда предприятие является дебитором, то есть его текущие активы меньше его краткосрочных обязательств, в отчёте о финансовых результатах корректируются статьи «Выручка от реализации продукции», «Себестоимость реализованной продукции». В случае, когда предприятие – нетто-кредитор, то корректировке подвергается статья «Себестоимость реализованной продукции». В дальнейшем сальдовым методом определяется откорректированное значение прибыли или убытка. Использование метода FIFO обеспечивает относительно больший прирост авансированного капитала, лучшие значения показателей рентабельности, то есть дает более привлекательную картину для непрофессиональных инвесторов. Применение методики LIFO приводит к завышенной оценке материальных запасов и к меньшей величине прибыли, то есть она дает менее привлекательные результаты. Но в условиях инфляции именно эта методика наиболее предпочтительна, поскольку величина уплачиваемого налога меньше, следовательно, больше средств остается у предприятия. Методика FIFO дает некоторую инфляционную надбавку к прибыли, приводит к формированию завышенной налогооблагаемой прибыли, которая приводит к необоснованному изъятию её части в бюджет в виде налога, а предприятие «проедает» собственные оборотные средства на приобретение запасов по возрастающим ценам. Например, при индексе инфляции, равном 1,5 финансовый результат от реализации принимает отрицательное значение:

Откорректированное значение

Нетто-выручка 10 тыс.д.ед. 10 тыс.д.ед.
Затраты 7 тыс.д.ед. *IИНФ.= 1,5 10,5 тыс.д.ед.
Прибыль от реализации 3 тыс.д.ед. –0,5 тыс.д.ед.

Таким образом, реальная прибыль отсутствует, а выручка от реализации используется на приобретение материальных запасов по новым ценам.

Прогнозирование финансовых результатов с точки зрения возможного их обесценения в результате инфляции связано с недостоверной оценкой себестоимости реализованной продукции в текущем учёте, так как ранее приобретённые материальные запасы могут быть списаны на производство без дооценки, то есть по цене ниже рыночной (по методу FIFO). Компенсировать воздействие инфляции в системе учёта возможно при списании материалов на производство по методу LIFO. В тех случаях, когда затраты на производство формируются по методу FIFO, при проведении прогнозного финансового анализа требуется производить корректировку отчёта о финансовых результатах по методике, изложенной в пособии Родионовой В.М. и Федотовой М.А. [55, с.30-50].

При прогнозировании финансовых результатов, исходя из целей наращивания активов предприятия, прогнозная оценка увязывается с прогнозом платёжеспособности предприятия. Если предприятие на будущий период наращивает отдельные виды активов без увеличения валюты баланса, то обычно не требуется пересмотра структуры финансирования деятельности. Например:

ХХ г. ХХ+1г.
Иммобилизованные активы 40 % 50 %
Запасы и затраты 30 % 30 %
Денежные средства 30 % 20 %

В рассмотренном примере у предприятия уменьшаются все показатели ликвидности. Чтобы этого не произошло, необходимо пополнить раздел I пассива баланса показателем прибыли, т.е. сбалансировать показатели ликвидности.

В ходе производственно-финансовой деятельности предприятие может наращивать мобильное и иммобилизованное имущество путём перераспределения структуры активов. При этом при составлении прогноза определяется возможный уровень ликвидности и, если он опускается ниже критических значений, то обязательно предусматриваются меры по наращиванию собственного капитала за счет прибыли или переоформлению краткосрочных обязательств в долгосрочные.

Несмотря на многообразие методов прогнозного анализа финансовых результатов, начиная с наиболее простых, основанных лишь на оценке структуры отчета о финансовых результатах, и заканчивая наиболее сложными, предполагающими проведение анализа взаимосвязи баланса и отчета о прибылях и убытках, ни один из них не способен устранить существующей неопределенности результатов анализа. В этом смысле все проводимые расчеты могут лишь снизить неопределенность и риск, связанный с инвестированием средств и получением кредитов.

Одной из основных задач прогнозного финансового анализа является оценка платежеспособности и достаточности денежных средств в прогнозируемом периоде. Главным инструментом такого анализа является разработка отчета о движении денежных средств по различным видам деятельности предприятия. Использование бюджета денежных средств, основанного на детализации потоков в разрезе отдельных периодов, позволяет оценить размер дефицита (излишка) денежных средств, установить конкретный период, в котором предприятие будет нуждаться в дополнительном финансировании, а также своевременно разработать систему мероприятий, позволяющих решить проблему временной недостаточности (избыточности) денежных средств.

Серьезную методологическую и практическую проблему прогнозного финансового анализа представляет обоснование целевого остатка денежных средств. Методика такого анализа не может быть универсальной и предполагает обязательный учет таких факторов, как стабильность денежных потоков предприятия; скорость, с которой предприятие в случае необходимости может привлечь дополнительные заемные средства или получить денежные средства, реализуя свои активы. В зарубежной практике используют различные методы, позволяющие количественно рассчитать величину целевого остатка денежных средств, например, модель Баумоля, модель Миллера-Орра, модель Стоуна, а также методы имитационного моделирования. Указанные модели если и не могут быть непосредственно применены для получения окончательного значения целевого остатка, то служат в качестве общего ориентира, который в последствии должен быть уточнен с учетом качественных факторов, определяющих движение денежных средств предприятия.

В практике прогнозного финансового анализа могут быть выделены различные методы составления прогнозного баланса. Наиболее трудоемкий среди них основан на формировании системы плановых таблиц. Упрощенный метод основан на данных последнего отчетного баланса, результатах анализа оборачиваемости отдельных активных и пассивных статей, а также динамики балансовых соотношений.

Формированию прогнозного баланса должно предшествовать систематическое накапливание информации о положении предприятия и его деятельности за прошедший период, включая такие основные данные, как: состав и структура оборотных средств и их динамика; скорость обращения капитала, вложенного в оборотные активы, и скорость обращения его элементов; состояние собственного капитала и его возможное изменение к концу прогнозируемого периода; состав и пропорции обязательств предприятия и средний период их погашения; наличие и соотношение денежных, товарообменных и вексельных операций.

Практика показывает, что систематическое формирование такой информации дает обширный материал для обоснования прогнозных расчетов и способствует выявлению основных тенденций изменения финансового состояния предприятия.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

94 − 84 =